Роль фантастики в развитии общества

Фантастика вообще — это сказки для взрослых. Чем отличаются сказки для детей от сказок для взрослых? Уровнем необходимого развития для усвоения. Если детям понятны волшебники, злодеи, гномы и многие другие персонажи, то роботы, инопланетяне и другие планеты (царства, земли) также будут понятны.

Но отличие все же есть. Это отличие в деталях, которые отличают ребенка от взрослого. Взрослому нужно больше деталей, которые человек открывает в процессе своего развития. Ведь это сначала ребенок узнает о сказочной любви, которая вся может быть сжата в одной фразе: «И жили они долго и счастливо».

Взрослея, человек понимает, что любовь есть еще «мексиканская», трагическая, с множеством действующих лиц и факторов, противных или благоприятных любви. Взрослея, человек осознает, что жизнь неизмеримо сложнее, чем представления об этой жизни. И чем дальше – тем больше.

Поэтому взрослый не будет удовлетворен просто летающей метлой. Если на ребенка это может произвести впечатление, то на взрослого больше произведут впечатление летающие тарелки со злыми или добрыми инопланетянами на борту. И истории для взрослых будут не виде тоненьких 3-4 страниц, а будут в виде целых многотомных романов.

Чем наполнены эти романы? Они наполнены деталями. Теми самыми деталями, которые еще не понятны детям, но которые очень интересны взрослым. Если упростить любой роман, то можно получить сказку для детей. Если усложнить любую сказку, то можно получить фантастику для взрослых.

Какова роль сказок в развитии детей? Необычайно важная. Это признают педагоги. Да и непедагоги также согласятся, что их детство без сказок трудно представить. При этом для детей существуют не только сказки, но и простые произведения по типу «наша Таня громко плачет». Но западают в сердце именно сказки. И развивают больше сказки.

Это объясняется тем, что воображение играет огромную, незаменимую роль в мышлении человека. А сказки это воображение развивают. Например, чтобы представить последствия каких-либо деяний, нужно эти последствия вообразить, то есть нужно иметь хорошее воображение. Чтобы поставить себя на место другого и правильно осмыслить ситуацию, также нужно хорошее воображение. Чтобы что-то понять вообще, нужно уметь моделировать, создавать модели в воображении и создавать, желательно, действующие модели.

Умением представлять и воображать то, что может быть, а не только то, что только есть, и отличаются многие люди. Это отличие становится решающим между изобретателями и неизобретателями, между настоящими учеными и просто чиновниками от науки, между инициаторами и подражателями.

Таким образом, становится понятной необычайно важная роль сказки в развитии ребенка. Но прекращается ли его развитие со временем? Оно прекращается только у тех, кто сам его прекращает. А вообще человек развивается постоянно. Ведь с каждым днем он получает новую информацию, новый опыт. «Взрослые – те же дети, только запретившие себя воспитывать», — так сказал московский психолог-практик Николай Козлов и попал в точку.

Тот, кто перестает развиваться, тот остается далеко позади. Мы прозевали генетику и компьютеры. Почему? Мы прозевали социологию и последствий этого еще не осознали. Мы прозевали фантастику и пожинать плоды будем еще долго. Часто ли мы отмахиваемся от всего нового?

На всем постсоветском пространстве официально фантастика воспринимается как несерьезный жанр. Советские фантастические фильмы можно пересчитать по пальцам. Отдельные чиновники от искусства если и отводят фантастике какую-либо положительную роль, то только исключительно как прогноз, предвидение будущего. Смена строя, развал государства не изменили такого отношения. Увеличение выхода фантастики в кинематографе и литературе еще пока не спасает положение. Люди ведь остались те же.

Даже культура на всем постсоветском пространстве особая, изобличающая «массовую культуру» США. Но хочу обратить внимание, что в этой «массовой культуре» фантастика занимает особое положение. В этой культуре взрослые не стыдятся сказок для взрослых, а, наоборот, с удовольствием фантазируют и сопереживают героям фильмов и литературных романов. И, самое главное, хочу обратить внимание, сопереживают положительным героям в большинстве.

Вспомните, где было столько массовых трагедий, расстрелов гражданских людей, глобальных страданий в лагерях? Любят ли там сказки для взрослых?

Никто не задумывался, какая связь между ошеломляющим научно–техническим прогрессом прошлого века и одновременным развитием научной фантастики? Что первично?

Наконец, кто подсчитал вклад в науку выходцев из той культуры, где фантастика не зажималась, а всячески развивалась? Кто сравнил успехи вообще? Какая страна самая развитая?

Можно много задать вопросов. Этот вопрос о роли фантастики в развитии общества остается открытым.

Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>